- Декадентство
-
ДЕКАДЕ́НТСТВО (декаданс) (от фр. décadence, décadentisme — упадок, упадочничество) — общее понятие, обозначающее довольно распространенное во второй пол. 19 — нач. 20 вв. явление в обществ. сознании и психологии, вызванное кризисом традиционных гуманитарных идей и представлений, позитивистской философии, разочарованием в "земных" ценностях. В иск-ве Д. наиб отчетливо отразилось в творчестве "прерафаэлитов" (англ. поэтов и художников, объединившихся в 1848 в "Прерафаэлитское братство"), к-рые оказали влияние на таких англ. писателей, как О. Бердсли, А. Суинберн, О. Уайльд, в произв. франц. символистов (Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме и др.). В 1880-е гг. во Франции выходили журналы под назв. "Декадент" ("Le Décadent") и "Упадок" ("La Décadence"). Осн. черты "декадентского" иск-ва — неприятие обыденной реальности, принципиальная аполитичность, склонность к иррационализму и мистицизму, смутная тоска по неземному идеалу, тяготение к безграничному индивидуализму и аморализму, культ утонченного эстетизма, нарочитая неясность и загадочность образов, мотивы скепсиса и безнадежности, интерес к эротике, пристальное внимание к теме смерти и т. д. Филос. фундаментом служили идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, М. Нордау.
В России Д. как определенное умонастроение зародилось (не без влияния западноевр. Д.) в кон. 1880-х гг. Наиб. распространение и худож. выражение получило в 1890-е и 1900-е гг. Приметами "декадентского" иск-ва отмечены ранние произв. т. н. "старших" символистов: Н. М. Минского, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба, В. Я. Брюсова. Одним из самых характерных представителей рус. Д. (и как личность, и как поэт) считался А. М. Добролюбов. Мережковский так определил предпосылки возникновения Д.: "Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимость верить и так не понимали разумом невозможность верить. В этом болезненном, неразрешимом диссонансе, этом трагич. противоречии, так же, как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистич. потребности 19 века". Рус. Д. явилось выражением уходящей эпохи и в то же время предвестием обновления жизни и иск-ва. Декаденты, по словам К. Д. Бальмонта, "это люди, к-рые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося". Существенно, что уже во 2-й пол. 1890-х гг. "чистое" Д. воспринималось мн. сторонниками нового иск-ва (напр., Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым и др.) как явление почти изжитое, преодоленное, совершенно отличное по своей сущности от нарождающегося символизма. Следует отметить, однако, что творчество символистов и в пору зрелости не было свободно от элементов Д. Отголоски "декадентского" мировосприятия ощутимы в прозе Л. Н. Андреева и т. н. "неонатуралистов" (М. П. Арцыбашева, А. Каменского и др.) периода "безвременья" после поражения первой рус. революции. На рубеже веков в обществ. сознании Д. обрело устойчивую негативную окраску: с ним связывались самые разнообразные проявления аморализма, пессимизма, вызывающей вульгарности и т. д.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.